Иван Александрович Пырьев

Иван Пырьев – актер и режиссер, основавший Союз кинематографистов СССР, известный по фильмам «Трактористы», «Белые ночи», «Богатая невеста», «Братья Карамазовы».

Поклонники старых советских фильмов с благоговением относятся к самому имени Ивана Александровича Пырьева. Он был сценаристом и режиссером знаменитых довоенных картин – «Свинарки и пастуха», «Богатой невесты», «Трактористов». Пырьев занимался экранизацией романов Федора Достоевского, снял фильма «Братья Карамазовы», «Идиот», «Белые ночи». Он был одним из создателей киностудии «Мосфильм», Союза кинематографистов. Вклад Пырьева в культурную жизнь страны высоко оценило советское правительство, он стал Народным артистом СССР.

Детство и юность

Иван Пырьев – настоящий самородок, который благодаря своим выдающимся способностям и трудолюбию смог стать знаменитым режиссером. Предпосылок для такой карьеры не было никаких. Он родился 17 ноября 1901 года в бедной семье крестьянина из села Камень. В то время село относилось к Томской губернии, сейчас это город Камень-на-Оби. В свободное от полевых работ время его родители занимались погрузкой зерна на огромные баржи. Ване было только три года, когда его отец погиб в пьяной драке. Малыш остался в большой и дружной старообрядческой семье своего дедушки, Осипа Комогорова. Овдовевшая мать уехала из села на заработки, мальчик увидел ее вновь только через семь лет.

На фото Иван Пырьев в детстве

Мама забрала Ваню к себе, когда мальчику было 10 лет, и он уже закончил начальную школу. Она жила в небольшом городке Мариинске вместе со своим новым гражданским мужем, торговцем фруктами Ишмухаметом Амировым. Жить с отчимом оказалось непросто, его вспыльчивый характер доставлял много неприятностей подростку. После выпивки Амиров становился еще более агрессивным и неуправляемым. Но ради мамы Ване приходилось терпеть все его выходки. Все проблемы решил случай – во время очередного скандала с отчимом Ваня схватил топор и бросился на агрессора. Амиров откровенно испугался подростка, побежал искать защиты в полицейском участке. После этого оставаться в доме матери было уже невозможно, юноша садится в воинский эшелон, отправляется на фронт. Было ему в ту пору только 14 лет.

Молодой человек, попавший на службу в 32-ой Сибирский полк, отличался беспримерной храбростью. Первую мировую Иван Пырьев закончил с двумя Георгиевскими крестами на гимнастерке, и с двумя ранениями.

В период Гражданской войны Пырьев стал красноармейцем, сначала рядовым, затем политруком и агитатором. Его отправляют работать в Екатеринбург. В качестве агитации в те времена нередко использовали спектакли. Так молодой агитатор по долгу службы становится начинающий актером.

Занятия в театральной студии Губпрофсовета носили судьбоносный характер для Пырьева. Именно там он познакомился с Григорием Александровым, оказавшим огромное влияние на профессиональную деятельность будущего режиссера. Иван принимает деятельное участие в организации Уральского Пролеткульта. В Екатеринбурге он вступает в театральную труппу под псевдонимом Алтайский, участвует в революционных спектаклях. В 1921 году в Екатеринбург приезжает Третья студия МХАТ. Александров и Пырьев, восхищенные и пораженные мастерством актеров-профессионалов, отправляются покорять Москву. Пырьев заканчивает актерское, а позднее и режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской В.Э. Мейерхольда.

Фильмы

После окончания актерского факультета ему доверили главную роль в картине «Дневник Глумова». Уже тогда молодой актер осознает, что его больше привлекает режиссерская деятельность. Иван немедленно исправляет ошибку – вновь садится за парту, получает профессию режиссера. Он занимает должность помощника режиссера, пишет сценарии для фильмов «Оторванные рукава», «Третья молодость».

И только через четыре года он дебютирует как самостоятельный режиссер в фильмах «Посторонняя женщина», «Государственный чиновник», «Деревня последняя». Партийные руководители недовольны его работой. Особенно много нареканий вызвала «Деревня последняя», из-за этого фильма его просто уволили с киностудии. Причиной таких жестоких мер было создание картин, «идущих в разрез с интересами государства». Безработный Иван Пырьев уезжает в Ереван, однако вскоре его приглашают стать режиссером антикапиталистической драмы «Конвейер смерти».

Его следующая работа «Партийный билет», повествующая о враге советской власти, ловко втершимся в ряды активистов, тоже была политически ангажированной. Но Пырьев был талантливым режиссером, он разбавляет политику драматизмом, элементами детектива. Фильм принес режиссеру первый всесоюзный успех, но дирекция «Мосфильма» недовольна работой Пырьева. Он отправляется на Киевскую киностудию.

Именно здесь Пырьев создает свои бессмертные шедевры, найдя себя в жанре музыкальной комедии. Зритель высокой оценил его картину «Богатая невеста». Разумеется, не обошлось и без скандала. В главных ролях этой комедии играют московские актеры – Марина Ладынина, Федор Курихин. Украинские актеры оказались на ролях второго плана, и это очень не понравилось комитету по цензуре. Его чиновники усмотрели здесь дискриминацию по национальному признаку.

Картина отправилась на полку, карьера Ивана Пырьева повисла на волоске. И только счастливый случай помог талантливому режиссеру – его фильм в 1938 году высоко оценил сам Сталин. По его приказу «Богатая невеста» была срочно выпущена на экраны. Картина пользовалась небывалым успехом, получила высокую оценку кинокритиков.

Воодушевленный таким успехом, Пырьев выпускает целую серию музыкальных романтических картин. Это «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «Трактористы», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской». Для советских зрителей эти фильмы были чем-то вроде веселой сказки, позволявшей хоть на время очутиться в другой, яркой и праздничной реальности. На самом деле жизнь обычного человека в нашей стране была значительно труднее.

Наибольшим успехом у советского зрителя пользовались комедии «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки». У зарубежных киноманов были другие предпочтения – им особенно нравилась картина «Сказание о земле Сибирской». Восемьдесят шесть стран закупили этот фильм для показа. В Японии к этому фильму относятся с особым почтением, считают его культовым.

В послевоенное время Пырьев работает много и удачно. Он создает картины «Испытание верности», «Наш общий друг», «Свет далекой звезды». Из классиков его особенно привлекает Достоевский. Ивану Александровичу удалось создать грандиозный фильм «Идиот», предельно лиричную в своем драматизме картину «Белые ночи». Он успел отснять и две серии «Братьев Карамазовых», и это было его последней работой. Интересный факт – «Братья Карамазовы» были последним произведением Федора Достоевского. Над заключительной частью картины «Братья Карамазовы» пришлось работать друзьям режиссера, двум киношным братьям Карамазовым – Михаилу Ульянову и Кириллу Лаврову.

Личная жизнь

Первый брак Иван Пырьев заключил с актрисой Адой Войцик. Их знакомство состоялось на съемках картины «Конвейер смерти». Вскоре в семье родился сын Эрик. В сущности, молодая семья просто не выдержала испытаний жизненными трудностями. В фильме «Партийный билет» главную роль Пырьев доверил играть своей жене Аде Войцик. Эта картина не пользовалась большим успехом у зрителей, не позволила упрочить положение Пырьева на «Мосфильме». Творческий кризис, не слишком успешные совместные проекты стали причиной длительного разлада с женой.

Его новой «звездой», героиней фильма «Богатая невеста», становится блистательная, яркая блондинка Марина Ладынина. Эта талантливая женщина во всем поддерживает Пырьева, приносит ему небывалый успех и славу. Несколько лет Пырьев буквально разрывается между двумя женщинами – Адой и Мариной. Он не может бросить жену, поскольку чувства к ней еще сохранились, ему жаль ребенка, которому придется расти без отца. Ада более решительна, именно она становится инициатором расторжения неудачного брака.

Марина стала музой Пырьева на долгие 20 лет, в каждой его картине она играла главную роль. У них родился сын Андрей, который пошел по стопам отца, выбрав профессию режиссера. Пара долго жила в гражданском браке, они узаконили свои отношения лишь через 19 лет. Вскоре после этого события последовало расставание. Их последний совместный фильм назывался «Испытание верности», Марина играла здесь женщину, которую покинул муж.

Роль оказалась пророческой, через некоторое время Иван, увлекшийся молоденькой студенткой, уходит от Марины. Ладынина не смогла простить предательства мужа и круто оборвала с ним все отношения. Оскорбленный Пырьев, воспользовавшись своим непререкаемым авторитетом, сломал карьеру Ладыниной. Эту талантливую актрису, красивую женщину больше не снимали в фильмах.

Иван Пырьев и его жена Людмила Марченко

Новой страстной любовью Ивана Пырьева стала Людмила Марченко, получившая главную роль в «Белых ночах». Девушка была моложе своего поклонника на 39 лет, и она никак не поддерживала его ухаживаний. Маститый режиссер пребывал в бешенстве, он не привык терпеть отказов. Однажды он приехал к Марченко, и не застав девушку дома, выбил дверь в ее комнату и устроил там настоящий погром. Такой вспышкой ярости он хотел показать, как ему нужна эта женщина, и какую боль она приносит ему своим отказом. Их отношения не сложились, красавица Людмила вскоре вышла замуж. Несмотря на свою красоту и несомненный талант, Марченко не стала востребованной. Ее супруг бешено ревновал ее, и однажды в порыве ярости избил до полусмерти, изуродовал прекрасное лицо.

Третьей женой Пырьева стала актриса Лионелла Скирда. По обычаю, он снимал ее в своих работах – «Свет далекой звезды», «Братья Карамазовы». После кончины режиссера Лионелла стала супругой Олега Стриженова.

Смерть

Могила Ивана Пырьева

В 1968 году Иван Пырьев скончался. Он отдавал много сил работе над «Братьями Карамазовыми», не обращая внимания на боли в сердце. Умер режиссер во сне, при вскрытии оказалось, что он перенес шесть инфарктов.

Избранная фильмография

  • 1923 — Дневник Глумова (Актер)
  • 1930 — Государственный чиновник
  • 1933 — Конвейер смерти
  • 1937 — Богатая невеста
  • 1939 — Трактористы
  • 1942 — Секретарь райкома
  • 1949 — Кубанские казаки
  • 1958 — Идиот
  • 1959 — Белые ночи
  • 1968 — Братья Карамазовы

Материалы взяты с источника: biographe.ru

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*